АДВОКАТ В МОСКВЕ

Адвокат приходит на помощь круглосуточно!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Предложения по внесению изменений в отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в части установления запрета на проведение палов сухой травы и ответственности за их проведение

Предложения по внесению изменений в отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации  в части установления запрета на проведение палов сухой травы и  ответственности за их проведение

 

1. Внести в Лесной кодекс Российской Федерации следующие изменения и дополнения.

Часть 2 статьи 52 изложить в следующей редакции: «Тушение пожаров, возникающих в лесах (включая городские леса), защитных лесных насаждениях, а также на земельных участках, примыкающих к лесам (включая городские леса) и защитным лесным насаждениям осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и  Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

(Обоснование: при применении статьи  кодекса в действующей редакции не решается проблема "бесхозных лесов" (лесов, на которые не распространяется в явном виде действие лесного законодательства), в первую очередь лесов и защитных лесных полос на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, а также лесов на землях поселений, не отнесенных в явном в виде к городским лесам. В настоящее время вопрос об обеспечении пожарной безопасности в таких лесах никак не урегулирован. На "бесхозные" леса приходится до пяти процентов лесов Российской Федерации, причем основная площадь этих лесов сосредоточена в густонаселенных районах страны).

2. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения и дополнения.

Часть 1 статьи 261 изложить в следующей редакции: «Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений на площади более 0,1 гектара, а равно действие (бездействие) повлекшее за собой указанные последствия в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, -

наказываются штрафом в размере от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет».

(Обоснование:  Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РФ об административных правонарушениях  в действующих редакциях, не позволяют эффективно привлекать к ответственности за лесные пожары в связи с непроработанностью формулировок. Так, в частях 2 и 4 действующей редакции статьи 261 указано, что ответственность наступает в случае причинения крупного ущерба. В то же время, в примечании к данной статье указано, что деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений или иных насаждений превышает пятьдесят тысяч рублей. Понятие "в крупном размере" не является тождественным понятием крупному ущербу, в связи с чем возникнут трудности в правоприменении данной статьи.

В настоящий момент существует неопределенность в разграничении административных правонарушений и преступлений в сфере пожарной безопасности в лесах. Так, в части 1 статьи 261  устанавливается уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Повреждение лесных насаждений происходит практически при любом лесном пожаре. В то же время, в  части 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, относится к административным правонарушениям.

Таким образом, создается неопределенность в разграничении административных правонарушений и преступлений в этой сфере, в связи с чем велика вероятность, что лица, в виновные в лесных пожарах, будут уходить от привлечения к уголовной ответственности).

3. Внести в Земельный кодекс Российской Федерации следующие изменения и дополнения.

Пункт 2 части 1 статьи 13 после слов "биогенного загрязнения", дополнить словами: "выжигания растительности".

(Обоснование: сейчас в законодательстве РФ не введен прямой запрет на проведение выжигания сухой травы на полях, которое значительно ухудшает плодородие почв и качество земель).

 

4. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения и дополнения.

Часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложить в следующей редакции.

            Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а равно  уничтожение или повреждение защитных лесных полос и иных защитных лесных насаждений (в том числе молодняков) в результате выжигания растительности -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

         1) Часть 2 изложить в следующей редакции:

   «2. Выжигание растительности (в том числе сухой травы) с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, не окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра –

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2) Дополнить частями 2.1, 2.2 следующего содержания:

«2.1. Сжигание сухой травы, сорняков и остатков растительности на полях (огневой способ очистки сельскохозяйственных угодий) и вдоль дорог в весенне-осенний период, без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания, сохранения лесов и защитных насаждений (в том числе молодняков), а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели объектов животного мира, ухудшению среды их обитания, повреждению лесов или защитных насаждений (в том числе молодняков) в результате сжигания травы, сорняков и остатков растительности на земельных участках, предоставленных гражданам или юридическим лицам в собственность или пользование  -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысячи до пяти тысяч; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

2.2. Те же действия, совершенные с использованием служебного положения, с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения».

Обоснование: в настоящий момент не введена административная ответственность за проведение выжигания сухой травы (кроме земельных участков, примыкающих к лесам), которое является основной причиной лесных и торфяных пожаров.

 

5. Внести в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» следующие изменения и дополнения.

Статью 42 дополнить абзацем 4 следующего содержания: "Запрещается сжигание сорняков и остатков растительности на полях (огневой способ очистки сельскохозяйственных угодий) и вдоль дорог в весенне-осенний период, без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания, сохранения защитных насаждений (в том числе молодняков). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица, которым земельные участки предоставлены в собственность или пользование для осуществления сельскохозяйственной деятельности, обязаны не допускать выжигания растительности без принятия указанных мер на земельных участках.".

(Обоснование: сейчас законодательно не введен прямой запрет на проведение выжигания сухой травы, которое является основной причиной лесных и торфяных пожаров).

 

            6. Внести в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следующие изменения и дополнения.

   Часть 3 статьи 6 изложить в следующей редакции: «Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки, в том числе в результате выжигания растительности. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации».

 

7. Дополнить  постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 № 736 «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли» абзацем следующего содержания:

уничтожение или повреждение почвы (подстилки)  и иных местообитаний объектов животного мира, в результате незаконного выжигания растительности или растительных остатков, если ущерб от указанного нарушения, рассчитанный в соответствии с утвержденными методиками, превышает 500000 рублей.

(Обоснование: статьей 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрена возможность изъятия земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, в случае значительного ухудшения экологической обстановки в соответствии с критериями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что при проведении сельскохозяйственных палов и иного выжигания растительности на землях сельскохозяйственного назначения неминуемо происходит гибель и разрушение среды обитания объектов животного мира, необходимо отнести к указанным критериям уничтожение или повреждение почвы (подстилки)  и иных местообитаний объектов животного мира, в результате незаконного выжигания растительности или растительных остатков, в случае, если , если ущерб от указанного нарушения, рассчитанный в соответствии с утвержденными методиками, превышает 500000 рублей (рассчитывается в соответствии с приказом Минприроды России от 28.04.2008 № 107).

 

8. Внести  в Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденный Приказом МЧС России от 29.06.2006 № 86, зарегистрированный в Минюсте РФ 17.07.2006 N 8074), следующие изменения и дополнения:

 

В п.4.1 исключить слова:

«Критериями, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются:

при крупных пожарах - погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара.

            При организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, должностным лицам, ответственным за решение этой задачи, запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа".

(Обоснование: указанные положения Регламента противоречат действующему законодательству Российской Федерации по следующим причинам.

, Регламентом установлено, что если не наступили указанные п. 4.1 последствия, а также, в случае угрозы возникновения паники,  уполномоченные органы не должны информировать население о пожарах.

В то же время, распространение пожаров (особенно пожаров на природных территориях) зачастую происходит быстрыми темпами (например верховые лесные пожары, тростниковые пожары, степные пожары при неблагоприятных погодных условиях могут распространяться со скоростью до 40 км/ч (ссылка на источник), что может приводить в случае несвоевременного информирования населения к непринятию  необходимых мер и, как следствие, гибели людей и уничтожению имущества. При этом, до уничтожения материальных ценностей и  гибели людей пожары могут не соответствовать критериям п.4.1 Регламента, и, соответственно, информация о них не подлежит распространению.

При этом, следует иметь в виду, что информация о приближении к населенному пункту пожара, повлекшего гибель 5 и более человек безусловно может вызвать панику.

Таким образом, Регламент вообще запрещает распространение информации об угрозе жизни имуществу людей, связанной с пожарами на природных территориях.

Нераспространение уполномоченными органами сведений о катастрофических лесных пожарах повлекло за собой уничтожение населенных пунктов и гибель людей во многих регионах летом 2010 года.

В частности, из-за этого произошли значительные человеческие жертвы, в том числе в населенных пунктах Волгоградской, Московской и др. областях летом 2010 года.

Жители указанных поселков не были своевременно оповещены об угрозе перехода пожара на населенные пункт, не были приняты меры по эвакуации населения, что и привело к гибели оставшихся в населенных пунктах людей. В то же время, требования п.4.1 Регламента прямо противоречат требованиям федеральных законов.

В соответствии  с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 6)  федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный Федеральный закон устанавливает обязанность информирования о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях без каких-либо исключений и ответственность за ее сокрытие.

Поскольку любой пожар, а особенно быстро распространяющийся лесной пожар или пожар иного происхождения может быстро привести в ситуации, соответствующей критериями чрезвычайной ситуации, информации о любых пожарах на природных территориях подлежит обязательному распространению.

Таким образом, Регламент противоречит требованиям Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с частью 3 статьи 41 Конституции Российской Федерации сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Как указано выше, пожары угрожают здоровью и жизни людей.

Таким образом, регламент противоречит Конституции Российской Федерации и создает условия для нарушения предусмотренных конституцией прав граждан России.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне"(статья 7) не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Таким образом, Регламент противоречит требованиям Федерального закона "О государственной тайне".

Московская коллегия адвокатов «Адвокатская контора Барристер», является одной из крупнейших коллегий адвокатов в России, и осуществляет свою деятельность в лучших традициях русской адвокатуры. Деятельность Адвокатской конторы направлена на предоставление высококвалифицированной юридической помощи, адвокатских услуг, гражданам и юридическим лицам – финансовым, промышленным, коммерческим и некоммерческим организациям, а также государственным ведомствам. С учетом специализаций по направлениям наших адвокатов можно констатировать, что в совокупности практика Адвокатской конторы «Барристер» охватывает большинство направлений права и видов адвокатских услуг. адвокат, адвокатская контора, адвокат москва, адвокаты москвы, адвокат по уголовным делам, уголовный адвокат, адвокат по уголовным делам москва, услуги адвоката, адвокат по гражданским делам, адвокат по семейным делам, адвокат по арбитражным делам, адвокат по жилищным вопросам, юрист москва, как написать жалобу, как написать иск, как пожаловаться, уголовное дело, административное дело, штраф, юридические консультации, помощь и услуги адвокатов Москвы в гражданских и уголовных делах, юридическая помощь, московский адвокат, хороший адвокат, сайт адвоката, защита бизнеса, помощь предпринимателям, личный адвокат, суд присяжных, профессиональный адвокат, международный адвокат, составление исковых заявлений, обжалование судебных актов, представление интересов в судах, обжалование судебных актов в суд вышестоящей инстанции, составление апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, претензий, жалоб в государственные и правоохранительные органы, запросов, соглашений о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, об уплате алиментов и иных документов, признание сделок с недвижимым имуществом недействительными, признание недействительными договоров дарения, признание недействительными завещаний, снос многоквартирных домов, многоквартирные дома на участке, незаконные постройки, снос незаконных построек, Басманная, Басманая, Новая Басманная, ЦАО, ЗАО, САО, центр, Москва,центральный, административный, округ, басманный, басманый, бауманская, метро, красные ворота, суд